Семья и патриотическое воспитание.
Совершенствование и развитие системы
патриотического воспитания, как и само патриотическое воспитание
граждан, является постоянным и непрерывным процессом.
В современной России патриотическое
воспитание является неотъемлемой частью воспитания в семье. Повышение
эффективности патриотического воспитания граждан в современных условиях
представляет собой определенную проблему, и ее разрешение, со всей
очевидностью, невозможно без вклада в его развитие научных основ. Нужны научные
разработки определения путей приобщения граждан, особенно подрастающего
поколения, к патриотическим ценностям, их духовного освоения, исследования
наиболее эффективных форм, методов всего многообразия педагогических средств в
патриотическом воспитании различных категорий граждан с учетом специфики сфер
их жизни и деятельности.
Семья является специфической сферой, в
которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается
уважение к родителям и родословной семьи, к ее традициям, обычаям,
любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине.
Воспитание патриотического сознания, чувств у детей в семье обусловлено тем,
что:
- семья представляет собой своеобразный
микро коллектив, который основывается на самых близких, доверительных
отношениях родителей и детей;
- в семейной среде живым воплощением патриотических чувств ребенка являются его
родители — мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих
родных местах, своем крае, городе, своей Родине;
- общением между старшим и младшим поколениями, что способствует передаче детям
и внукам богатейшего духовного опыта прошлых лет, формированию патриотического
сознания, чувств и убеждений.
Рассказы и беседы-воспоминания о
семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей
Родины - замечательные уроки для воспитания мужественности и ответственности детей.
Во время путешествия родители и дети непосредственно знакомятся с Родиной, ее
народами, их культурой, их прошлым и настоящим. При рассказах, чтении, беседах
с детьми, внуками и правнуками о боевых событиях и трудовых свершениях
используются наиболее яркие, впечатляющие, тревожные мысли и чувства страницы
истории.
Целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учетом
их возраста помогают воспитывать у сыновей, дочерей чувство патриотизма,
используя богатейшие возможности произведений литературы.
Чувство любви к Родине — это лишь основа формирования патриотизма. Его высшим
проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга,
готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками уже в
школьные годы.
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку
ребенок участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность
человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие
между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным
потенциалом. Семья как фактор воспитания, включает в себя духовно-нравственное,
предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное
окружение ребенка. Школа, реализуя образовательную деятельность, обладает
возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства
духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности
современной семьи. Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей,
педагогов, детей. Результатом педагогического взаимодействия с семьей в
патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные
качества, интегративно определяемые:
- знанием (знание истории народа, его обычаев,
традиций; понимание процессов, происходящих во внутренней жизни России, в ее
внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка; знание
государственной символики, правил ее применения и т.д.)
-отношением (являются ли отношения к Родине осознанными ;
стали ли знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее
ценностных ориентаций и установок);
-поведением (в какой мере отношения -
любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране -
реализуются личностью в конкретных поступках и действиях, превратились ли в
убеждения).
Воспитывать в семье детей убежденными
патриотами – значит:
-поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и
использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее
народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг;
-вырабатывать у них потребность своей
повседневной учебной и трудовой деятельностью вносить вклад в ускорение
социально-экономического развития страны, в преодолении сложных и трудных
задач;
-вырабатывать у них потребность и любовь к
многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать
обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном
общении, учебе, труде;
-готовить их к выполнению своего
гражданского долга - защите Отечества;
-готовить их к сохранению богатств и
природы родной земли, гуманистических ценностей и традиций нашей материальной и
духовной культуры.
Сотрудничество педагогов и семьи - это
результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает
всестороннее изучение семьи, условий семейного, патриотического и духовного
воспитания ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий