23 ноября прошло родительское собрание на тему: "Духовные ценности", на котором выступили социальный педагог Чурилова С.А, психолог Хохлачева Т.В. и о. Тихон.
Хохлачева Татьяна Викторовна педагог-психолог
Чурилова
Светлана Александровна социальный педагог
Цель: формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных
семьях.
Участники: родители.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оформление кабинет: рисунки на тему «Моя семья», афоризмы о семье и
семейных ценностях.
Ход собрания
СЛАЙД №1
1.
Вступительное слово – приветствие классного руководителя.
2. Педегог-психолог:
Начнем наш
разговор с упражнения «Ассоциации».
Уважаемые
родители, перекидывая мяч, перечислите, пожалуйста, слова-ассоциации, которые у
вас вызывает понятие «семья».
У кого в
руках мяч, тот и озвучивает свои ассоциации. Итак, начали.
Если бы это был цветок, то какой это цветок...? (здание,
мебель, одежда, море, погода, картина, еда, и т.п.)
Упражнение выполняется 3-5 раз.
Обсуждение.
Зачем мы делали это упражнение?
После всех выступлений резюме ведущего
Оказывается,
ассоциации являются не только отражением значения понятия, но и выражают
определенные эмоциональные состояния, связанные со словом «семья». Причем
эти эмоциональные состояния, как правило, имеют положительную окраску.
СЛАЙД №2
Есть дом, в
котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет о луне,
Ракетах, спутниках и звездах,
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет о луне,
Ракетах, спутниках и звездах,
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.
СЛАЙД №3
Социальный педагог:
Семья ― понятие, имеющее особый смысл для каждого из нас.
Семья - это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас.
Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота
помогают нам.
СЛАЙД №4
Долгое время
среди специалистов: учёных психологов и педагогов шли споры, кто
же отвечает в большей мере за духовный и нравственный мир детей: семья или школа?
Наконец,
большинство пришло к правильному выводу – не снимая
ответственность со школы, больше требований надо предъявлять семье, так как
именно здесь закладывается фундамент личности, её духовные и нравственные ценности,
ориентация и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания
неоспорима. Никто не
имеет большого влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии
задатков и способностей, в становлении личности ребёнка исключительна. Пример
близких – основа воспитания.
СЛАЙД №5
Семья, в которой растёт ребенок, объективно является
его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Разве не сложно
добиться того, чтобы все члены семьи являли самому маленькому из них должный
пример поведения, единство нравственных критериев? Просто ли избежать неувязок,
когда бабушка что-то разрешает, а мама тоже самое запрещает, когда брат говорит
одно, а отец – другое? Но что делать, такие детали отражаются на восприятии,
воспитании ребенка.
СЛАЙД №6
Проблем в
семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом
от так называемой семьи «объединённой» к «нуклеарной».
«Нуклеарная» семья – это родители и дети, а
«объединённая» - это ещё бабушки и дедушки.
На развитии
современной семьи оказывают влияние не только этические ценности и
представления о счастье, смысле жизни, сущности человеческих отношений, но и
многообразные последствия индустриализации и урбанизации, научно-техническая
революция.
СЛАЙД №7
Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим
потребностям природы человека, поддерживается далеко не всеми. Имеют семью лишь
половина женщин, треть из них думает иначе. Причин этому несколько: женщина,
занятая наравне с мужчиной трудом, принимает меньшее участие в семейной жизни.
Брак стал менее устойчивым.
СЛАЙД №8
В силу
непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что
личность формируется «автоматически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий
взгляд на свои родительские обязанности? В свое время государство взяло на себя
буквально все. Родителей освободили от главнейших обязанностей воспитания
детей. Все заботы о своих детях родители переложили
на государственные учреждения.
СЛАЙД №9
Педагог - психолог:
К чему иногда сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и
одеты. А потом? Все то же. И в итоге
растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем
ласковой и родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного
роста.
В таких
случаях аргументом служит фраза: «Жизнь научит!» Чему научит? Что покажет? Это, конечно, полнейшее
равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а
переучивать, иногда тяжело и мучительно.
Мысль об определяющей роли среды воспитания справедлива хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя
исключить ближайшее для детей окружение, т.е. среду семейную.
СЛАЙД №10
Как
следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов,
стремительно растёт число разводов.
Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и
нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто
равноценна крушению мира.
СЛАЙД №11
Каковы же причины нестабильности современной семьи?
Демографы
считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины,
растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений.
СЛАЙД №12
Блиц-интервью для родителей
Участникам
на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи.
Следует предложение завершить. Варианты незаконченных
предложений:
- «Мое
самое большое желание-…»
- «Я не в
коем случае не хотел(а) ,чтобы…»
- «В моей
семье исключено…»
- «Я хочу
сказать «спасибо» моей семье за…»
- «Особенно
меня раздражает то, что…»
- «В
нашей семье под запретом…»
- «Я
мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына(дочери)…»
- «Счастливая семья-это…»
СЛАЙД №13
Классный руководитель раздает родителям анкеты «Семья
глазами ребёнка» или озвучиваются результаты анкетирования
СЛАЙД №14
Социальный педагог:
Создание семейной благополучной обстановки - главная задача практически
каждой семья. Однако активное нежелание и
противодействие хотя бы одного члена семьи может оказаться трудно преодолимым
препятствием для благополучия.
Стремление
родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную
позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они
готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и
отец для достижения своих идеалов, закладывают основу нравственного воспитания
ребенка. Однако самые лучшие примеры не дадут ожидаемого
результата, если ребёнок остается в стороне, не станет активным участником
построения так называемой благополучной, счастливой семьи.
СЛАЙД №16
Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны
и различаются по интенсивности. Известно ещё, что любовь требует
каждодневного подтверждения. На это не у всех хватает душевных сил.
Многие
считают, что не обязаны идти навстречу другому, чтобы восстановить душевное
равновесие и эмоциональную атмосферу семьи.
СЛАЙД №17
Действительное
стремление к семейному счастью и благополучию находят выражения в сознании
семейных традиций.
Когда-то
традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную
позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты
современной семьей.
СЛАЙД №18
- Раннее
приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая
традиция.
-Очень
полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждения прочитанного, обмена мнениями.
- Всё
большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха.
-Наилучшая
школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети,
конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих
поступков.
Традиции связывают людей, представляя собой эстафету
духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления
нравственного опыта.
- Слово
священнослужителю отцу Тихону
СЛАЙД №20
Педагог- психолог:
Каждый день
в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагогических
ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занять
определенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить
в роли воспитателей.
СЛАЙД №21
Даже в самой счастливой семье могут возникать ссоры и конфликты.
Зачастую они
связанны с тем, что требования, предъявляемые родителями, кажутся их детям
слишком строгими, несправедливыми и т.д.
СЛАЙД № 22-23
Так было
всегда и у всех народов. Марк Твен писал одному юноше, который жаловался, что
его родители малопонятливы: «Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так
глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был
изумлен тем, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел».
На определенных временных этапах дети меняют мнение о
родителях, и вот, что они думают:
- до 5
лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во
всем»;
- 6-11
лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то
все-таки не знают;
- 12-16
лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего,
не разбираются ни в чем»;
- 17-25
лет – зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;
- 26-35
лет - восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то
знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;
- 36-45
лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во
многом разбираются»;
- Старше
45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все
вопросы, были во всем правы»
Ребенок – удивительное существо, признающее свои ошибки, опыт других людей
и бесконечно благодарное.
СЛАЙД № 23
Виды конфликтов:
|
Способы разрешения:
|
Непонимание
друг друга
|
Единство
требований отца и матери
|
Нежеланиепойти
на компромисс
|
Значимость
похвалы
|
Чрезмерная
забота родителей о ребенке
|
Общая
трудовая деятельность
|
Разногласие
родителей по вопросам воспитания
|
Разделение
моральных и материальных благ
|
Отношения
детей с товарищами
|
Уважение к
друзьям
|
Чрезмерная
строгость к ребенку
|
Толерантное
отношение к ребенку
|
СЛАЙД № 24
Социальный педагог:
Экспресс-тест «Искусство жить с детьми»
Что такое
искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или то душевное
внимания, близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым,
а дело радостным и интересны?
СЛАЙД № 25
Анкета «Общение в семье» для родителей
Инструкция
Вам
предлагается лаконично ответить на следующие вопросы, записывая отдельно-«да»,
»нет» и «отчасти», «иногда». Эта запись пригодится для подведения итогов.
Результаты.
За каждое
«да» поставьте себе 2 балла, за каждое «отчасти» иногда» -1 балл, за «нет»- 0.
Более 20 баллов.
Ваши
отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
От 10-20 баллов
Отношения
можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам
следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов
Ваши
контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их
улучшения.
СЛАЙД № 25-27
Педагог- психолог:
Чтобы в
ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам
несколько советов, как следует относиться к ребенку
Памятка «как относиться к своему ребенку».
Заповеди педагогики сотрудничества.
СЛАЙД № 28-29
Социальный педагог:
Для эффективного воспитания ребёнка в семье необходимо соблюдать механизмы
семейной педагогики. По мнению И.С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.
-Прежде
всего и шире всего применяется подкрепление. Поощряя ребёнка за правильные
действия и тактично наказывая и порицая его за неправильное, вы постепенно
внедряете в сознание ребёнка систему норм, правил, понятий. Конечно, они должны
быть осознанны и восприняты ребёнком, стать потребностью его.
-Второй
механизм – идентификация (отождествление) себя с близкими,
которых ребёнок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что
этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребёнок
стремится быть хорошим во всем.
-Третий
механизм – понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и
чувствуя внутренний мир ребёнка, круг его побуждений и мотивов, немедленно
откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.
СЛАЙД № 35
Подведение итогов
Педагог- психолог:
Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и
детей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных
отношений на формирование личности ребенка. Какой стиль взаимоотношений
выбрать? Может быть, родителям надо занимать половинчатую позицию: в меру запрещать,
в меру попустительствовать? Но как определить меру? Что и когда запрещать? Чему
потворствовать? Что считать личным делом, а что - общим?
СЛАЙД № 36
Артур
Владимирович Петровский, академик, доктор психологических наук говорил: «Если
бы меня спросили, какое воспитание хуже -авторитарное или попустительское, я бы
ответил: и то и другое плохо, но еще хуже -непоследовательное воспитание».
Собрание я хочу закончить одной китайской притчей, которая лучше всего подведет
нас к выводу нашей встречи.
Китайская притча «Ладная семья»»
РЕФЛЕКСИЯ.
-Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?
- Что было самым неожиданным?
- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
родительского собрания
родительского собрания
- Родителям принять к сведению информацию,
полученную сегодня на собрании.
- Исключить применение негативных типов воспитания
в семье.
- Уделять больше внимания и любви своим детям, как
самому дорогому существу на Земле.
У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен?
Заключительное слово классного руководителя.
Вручение
родителям памяток - напутствий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий