12 апреля 1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли. |
4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут для решения прикладных и научных задач с полигона Байконур был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Этот простейший спутник ПС-1 был выведен на орбиту новой, первой в СССР мощной ракетой-носителем Р-7. Параметры орбиты спутника: высота в перигее — 228 км, высота в апогее — 947 км, наклонение — 65,10, период обращения — 96,17 мин. Масса первого ИСЗ составляла 83,6 кг, диаметр сферы — 580 мм. На его борту наряду с обеспечивающими системами (энергопитания, терморегулирования, электроавтоматики и др.) были установлены два радиопередатчика с четырьмя антеннами и телеметрическая аппаратура для измерения температуры и давления внутри герметичного корпуса. Первый ИСЗ просуществовал в течение 92 суток, совершил около 1.400 оборотов вокруг Земли. Он закончил свое существование 4 января 1958 года после входа в плотные слои атмосферы.
|
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли. Старт корабля «Восток» был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. За 7 км до земли, в соответствии с планом полёта, Гагарин катапультировался.
Вот что пишет об этом полете В.Л. Пономарева, к.т.н., действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского: "... Ветераны космической техники, руководившие подготовкой и проведением первых пилотируемых полетов, хотя и признаются, что во время вывода корабля на орбиту в бункере царило «колоссальное напряжение», тем не менее единодушно заявляют, что у них была «стопроцентная уверенность» в благополучном возвращении Гагарина. Однако, если бы при выводе на орбиту на ракете произошла авария, катапультируемое кресло оказалось бы бесполезно, и шансов остаться в живых у космонавта было бы немного. А если бы ракета, потеряв управляемость, начала «кувыркаться» (что в практике запусков случалось), направление катапультирования могло оказаться любым, в том числе и к земле. К тому же двигатели кресла не обеспечивали увод на безопасное расстояние, и горящая ракета могла упасть рядом с космонавтом. Существовала также опасность приземления в котлован, в который отводится выхлоп двигателей. А котлован за его размеры и форму на космодроме называли стадионом. Конечно, для спасения космонавта делалось все возможное. Ту часть котлована, на которую он мог приземлиться, закрыли металлической сеткой, которую на космодроме называли «батут». Поблизости соорудили бункер, где дежурила бригада спасателей. В случае аварии они должны были выскочить, подхватить космонавта и утащить в бункер. Как пишет обо всех этих мерах летчик-космонавт Константин Петрович Феоктистов, принимавший участие в проектировании корабля «Восток, «все это сейчас может показаться неправдоподобным в своей примитивности, но тогда ничего другого придумать было нельзя» К счастью, ничего катастрофического при выводе корабля «Восток» на орбиту не случилось, однако и не все прошло гладко: из-за отказа в системе радиоуправления ракеты высота апогея оказалась примерно на сто км больше расчетной. А с точки зрения последствий это вовсе не безобидно: время существования такой орбиты 23–25 суток, а ресурс системы жизнеобеспечения рассчитан на десять. И если бы отказал тормозной двигатель, по исчерпанию запасов воздуха космонавт погиб бы от удушья… Спуск корабля с орбиты происходил по резервному варианту, и разделение приборного отсека и спускаемого аппарата произошло не через десять секунд, как предполагалось на земле и к чему готовился космонавт, а через десять минут. Кроме того, не разъединились кабели между приборным отсеком и спускаемым аппаратом, связка начала вращаться с большой скоростью, и этот «кордебалет», как выразился Гагарин в своем послеполетном отчете, продолжался до тех пор, пока кабели не перегорели в плотных слоях атмосферы. Можно себе представить, каково ему было сидеть в беспорядочно вращающемся корабле, не зная, когда и чем все это кончится. Но все же «стопроцентная уверенность» в благополучном возвращении Гагарина имела основания — отработка техники проводилась самым тщательным образом, люди вкладывали в эту работу не то что всю душу, а, без преувеличения можно сказать, — всю свою жизнь. Но это — уверенность на эмоциональном уровне. А на рациональном уровне уверенность (да и то не «стопроцентную»!) дает положительная статистика, которой тогда ещё не было. A posteriori вероятность благополучного возвращения Гагарина разными исследователями была оценена в 40–70%. ..." |
Сегодня, 12 апреля, были проведены тематические классные часы и выставки рисунков и поделок по данной теме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий